
«О моей работе можно снимать сериал»: чем занимаются GR-эксперты
Фармацевтика — область, немыслимая без плотного взаимодействия с государственными органами. Оборот любого лекарственного препарата регулируется со стороны государства. Взаимодействием между бизнесом и органами власти занимаются специалисты по GR, Government Relations. В нашем новом интервью своим впечатлением о GR в фармацевтике поделилась Евгения Овчинникова, руководитель Направления поддержки внешнеэкономической деятельности BIOCAD.
Как я попала в биотех
Расскажи немного о себе: кем ты мечтала стать в детстве, где училась и с чего начинала?
Если честно, то я не помню, кем хотела стать в детстве, но точно помню, что не хотела стать ветеринаром — почему-то было такое стойкое предубеждение. Мой неосознанный путь к GR начался, как мне кажется, еще в школе: у нас проходили выборы президента, был свой парламент и я успела побыть школьным министром культуры. А потом поступила в ВШЭ на факультет мировой экономики и мировой политики.
Получается, ты уже в университете впервые начала работать в области GR?
На четвертом курсе (я училась по старой программе специалитета — 5 лет) я выбрала специальность «регулирование внешнеэкономической деятельности», где нам преподавали действующие сотрудники министерств. Еще в университете я пошла на практику в Минэкономразвития России, где и осталась после окончания обучения. Думаю, меня можно отнести к тем редким людям, которые работают по тому направлению, на котором учились.
В чем заключалась твоя работа в министерстве?
Наш департамент отвечал за присоединение России к Всемирной торговой организации и обеспечивал ее последующее членство в организации. Помимо этого, мы отвечали за написание соглашений о свободной торговле с разными странами и вели соответствующие торговые переговоры. Я проработала в министерстве пять с половиной лет, а потом ушла — устала от бюрократической рутины.
Как ты оказалась в биотехе и откуда узнала про BIOCAD?
После министерства я думала, куда пойти работать, используя свой бэкграунд в области международной экономики и права. Если менять сферу деятельности, то нужен релевантный опыт: для торговых компаний — умение продавать, для маркетинговых агентств — опыт ведения проектов.
На одном из собеседований был курьезный случай. Меня спросили: «В резюме у вас написано про опыт торговых переговоров, а что вы продавали?». Я задумалась и через какое-то время ответила: «Наверное, достижения своей страны».
Я поняла, что самый оптимальный вариант — переходить в область GR, потому что мне хорошо знакомо устройство госорганов изнутри. Так я сначала попала на должность GR-менеджера в одну из международных табачных компаний, а уже потом, через 3 года, откликнулась на вакансию руководителя Направления международного GR в BIOCAD, так как описание работы и мое резюме идеально совпадали.
Поделись своими ожиданиями от работы.
Казалось, что будет скучно из-за кучи бюрократии и формализации. Еще было страшно, так как я приходила на должность руководителя, да еще и в незнакомую для меня сферу: я должна была отвечать за поддержку всех международных проектов компании в госорганах и одновременно разбираться в сфере лекарственных препаратов.
Кто такой GR-специалист
Получается, ты пришла в BIOCAD без знаний о фарминдустрии. Как проходило твое погружение в новую сферу?
Главное, у меня был опыт работы в GR, и в фарминдустрии я работаю с теми же законами и в той же нормативной системе. Погружение прошло где-то за 3–4 месяца. Но в первый день было особенно сложно: читаешь документы, а из знакомых слов, наверное, только предлоги. Куча названий препаратов, всякие трастузумабы и бевацизумабы, я даже произнести и напечатать их не могла без ошибки.
Тебе самой удалось со всем разобраться?
Мне помогали коллеги. Считаю, что мне очень повезло с руководителем: на первой рабочей неделе мы встретились за обедом, и я сказала, что ничего не понимаю. И он мне, как пятилетнему ребенку, объяснил все за десять минут.
Какие навыки ты считаешь самыми важными для работы в GR?
Если говорить про hard skills, то здесь все понятно: нужно очень хорошо владеть программами и инфосистемами по работе с документами. Еще важен бэкграунд в экономике и понимание того, как устроен госаппарат. Также нужно понимать специфику сферы компании, в которой ты отвечаешь за взаимодействие с органами власти.

Что касается soft skills, для работы в GR требуется в сжатые сроки перерабатывать огромное количество информации и делать на ее основе выжимку. Порой работа с документами напоминает фильм «Начало», когда не понимаешь, с чего ты начал и как ты здесь очутился: читаешь одно положение, проваливаешься по ссылке в другое, третье… Еще очень важно быть коммуникабельным и понятными словами уметь объяснять чиновникам, чего ты от них хочешь. Причем для каждой аудитории должен быть свой язык: в Минздраве основными аргументами будут жизнь и здоровье пациентов, в Минэкономразвития — распределение бюджета, в ФАС — конкурентные преимущества.
Отдельно хочу подсветить склонность к эмпатии и умение налаживать контакты: ты часто ходишь на встречи, общаешься с людьми и плетешь свою собственную сеть полезных знакомств. Никогда не знаешь, в какой момент тебе поможет тот или иной человек.
Как строится мой рабочий день
Расскажи, что из себя представляет твоя работа?
Я работаю в Направлении внешнеэкономической деятельности, то есть взаимодействую от лица компании с зарубежными госорганами и российскими госорганами, но по вопросам экспорта и импорта. И решаю любые возникающие в процессе вопросы. Например, в процессе выхода препарата на международный рынок могут начаться какие-то сложности: не отвечает местный Минздрав, не принимают документы, контактное лицо не выходит на связь или есть проблемные вопросы в законодательстве этих стран, из-за которых регистрация может быть значительно затруднена. Еще есть целый блок вопросов, связанный с необходимостью ввоза в Россию различных реагентов, препаратов, лабораторных животных для исследований, визитами иностранных инспекторов, партнеров и т. д., так что тут ты погружаешься не только в сферу здравоохранения, но еще и в санитарное и миграционное законодательство, например. И вот тогда мы готовим официальное обращение в наши госорганы, объясняем им ситуацию. Дальше начинается диалог, в котором участвуем мы, наш госорган и зарубежные чиновники. Иногда вопрос решается легко, иногда нужно подключать искусство убеждения.
Сколько времени занимает налаживание контактов с новой страной?
Если это «холодный» контакт, то примерно полгода. Например, в сентябре 2024 года у нас прошел визит в Бразилию, а готовить мы его начали еще в феврале.

Визит BIOCAD в Anvisa — уполномоченный орган по регистрации лекарственных средств в городе Бразилиа
Наверное, тебе приходится часто летать?
В моем «багаже путешествий» около 280 перелетов. Но это вообще все поездки — и рабочие, и личные. За время последней командировки в Бразилию я за 16 дней совершила 12 перелетов. Два из них были трансатлантическими, по 15 часов каждый.
Сколько стран ты посетила за время работы в BIOCAD и где больше всего понравилось?
Двенадцать, причем в некоторых была несколько раз. Среди них есть и экзотические — Республика Конго, Мьянма, Саудовская Аравия, Иран.
В каждой командировке я стараюсь больше погружаться в жизнь страны — смотреть на людей, ходить по улицам. Все страны разные, их очень сложно сравнивать. В Малайзии мне больше всего понравились древние пещеры с огромными каменными сводами, где вокруг бегают обезьяны. В Саудовской Аравии я видела исторический фестиваль с реконструкцией в Эд-Диръия — это старый пригород Эр-Рияда. В Конго запоминается вообще всё — природа, жители, местные хижины в поселениях. А в Иране впечатляет дворец Голестан с его роскошным блеском залов — он словно светится изнутри.
Фотографии из личного архива Евгении: известняковые пещеры Бату недалеко от Куала-Лумпур (Малайзия), старинный город Эд-Диръия (Саудовская Аравия), поселения в Республике Конго, Мраморный тронный зал дворца Голестан в Тегеране
Какая метафора ассоциируется с твоей работой?
Думаю, она похожа на американские горки. Периодически тебя выкидывает с привычной траектории, и ты думаешь: как мы здесь оказались и что вообще происходит? А еще работа во внешнеэкономической деятельности похожа на приключенческий фильм типа «Индианы Джонса» — не знаешь, что скрывается за следующей дверью.
Был такой случай
Какой проект запомнился тебе больше всего?
Это проект, к которому я подключилась в свой первый рабочий день. Помню, приехала в офис после welcome-дня и мне выдали огромную папку документов для изучения, чтобы уже на следующей неделе участвовать в рабочей группе Евразийской экономической комиссии. Цель этого проекта была в том, чтобы внедрить механизм условной регистрации лекарственных препаратов — это когда регистрацию производят еще до завершения клинических исследований. Мы были одними из авторов этой инициативы, предлагали формулировки для наднационального законодательства.
Случались ли в твоей работе какие-то курьезные ситуации?
Таких историй на самом деле много, но расскажу об одной недавней.
Во время последней командировки на Кубу, где мы участвовали в промышленной выставке FIHAV–2024, из-за наложения рабочих встреч я должна была улететь раньше, не дожидаясь окончания выставки. Но накануне вылета на всем острове было объявлено штормовое предупреждение из-за надвигающегося урагана Рафаэль — на 2 дня закрыты все аэропорты, ездят машины полиции с предупреждением не выходить из отелей, не приближаться к набережным и т. д. На следующий день, когда пришел ураган, во всей стране отключилось электричество, в Гаване поломало деревья и фонари, у кого-то в отеле сквозь щели в окнах залило ливнем номера, связь практически не работала. В отелях, где стоят генераторы, свет был, но в городе ничего не работало, и после захода солнца на улицах была кромешная тьма (зато было видно звезды). В итоге этот коллапс продолжался два дня! Выставку отменили. Но за это время вся делегация — нас было порядка 35 человек из совершенно разных компаний и областей — так сдружилась! Когда всё закончилось, мы все благополучно вернулись домой, пережив поистине незабываемый опыт.
Моя работа похожа на американские горки. Периодически тебя выкидывает с привычной траектории, и ты думаешь: как мы здесь оказались и что вообще происходит?
Хочу сказать кое-что еще
Что ты посоветуешь тем, кто только начинает свою карьеру?
Любить то, что ты делаешь. Как только становишься равнодушен к тому, чем горел, — это точка невозврата. Когда перестаешь волноваться из-за результата своей работы — это знак, что нужно что-то менять: либо ситуацию, либо свое отношение к ней.
Например, мне всегда хотелось в первую очередь повышать свою экспертность. Когда тебе интересно изучать все вокруг, ты прокачиваешь свой опыт и знания, а потом к тебе приходят за советом — это удивительное ощущение. Никогда не останавливаться на том, что ты уже знаешь, а впитывать всю новую информацию и проявлять интерес — это секрет успеха.
Получается, тебя вдохновляет сам процесс работы?
Да, я получаю от своей работы драйв. В отличие от предыдущей компании, где я работала и где были очень скучные задачи, в BIOCAD мне нравится благодаря новым вызовам и возможностям, а еще тому, что ты потом своими глазами видишь, как новый препарат вышел на рынок и его стали получать пациенты.