
Движение вверх: как опыт работы в upstream помог построить карьеру
Мы продолжаем знакомиться с профессиями и карьерными возможностями в компании BIOCAD. Героем нового интервью стала Наталия Лунева — владелец продукта в фармацевтической разработке. Наталия рассказала нам, как биотехнологии появились в ее жизни, что такое upstream и downstream, зачем вообще производство антител делят на стадии и в чем должен разбираться владелец продукта.
Как я попала в биотех
Расскажи, с чего все началось: кем ты мечтала стать, где училась?
Еще с детства я хотела заниматься чем-то важным и героическим, например спасать людей. В школе я стала более сознательно задумываться о том, кем я могу стать. Возможность стать врачом меня никогда особенно не привлекала, скорее всего, из-за необходимости проходить практику.
Мое призвание мне помогло найти увлечение химией. Я стала искать образовательные вузы, связанные с химией и возможностью спасать людей. Именно тогда я узнала о фармацевтической биотехнологии, о сфере, где можно заниматься любимой наукой и делать вклад в спасение жизней.
Поэтому после окончания школы я пошла учиться в Санкт-Петербургскую химико-фармацевтическую академию, сейчас это уже университет. Так и вышло, что я пришла в сферу, где можно заниматься любимым предметом и спасать людей.
Как ты узнала про BIOCAD?
Это произошло еще во время учебы на первом курсе — тогда я впервые попала на экскурсию. Очень захотелось оказаться «по ту сторону» индустрии и стать тем самым научным сотрудником в белом халате, который рассказывает студентам об особенностях фармпроизводства. Тогда это очень замотивировало меня на дальнейшую учебу.
Вскоре после первого знакомства уже на третьем курсе я попала на стажировку BIOCAD в Любучанах. Там я получила опыт работы в upstream — научилась работать с клетками млекопитающих и приложила свою руку к работе над некоторыми проектами. Любопытно, что через три года, когда я пришла работать в BIOCAD уже в качестве сотрудника, то поняла, что буду работать с теми же самыми проектами, с которых начиналась моя первая стажировка.
А почему решила работать именно здесь?
Меня очень впечатлила первая экскурсия на BIOCAD: вокруг множество молодых специалистов, которые работают на сверхсовременном, почти космическом оборудовании. И эти ощущения позже подтвердились на практике, когда я попала на стажировку. Во многом именно она помогла мне адаптироваться к работе в компании, ведь мне уже удалось приоткрыть для себя внутреннюю кухню производственных процессов.

Кто такой владелец продукта в фармразработке
Сейчас ты владелец продукта в фармразработке, а как начинался твой путь в BIOCAD?
Здесь я работаю уже шесть лет, а стартовала с должности младшего научного сотрудника. Я начинала работу в Направлении получения клеточных линий, но затем стала научным сотрудником и перешла в upstream, в подразделение, которое тогда называлось Отделом масштабирования и характеризации технологий. Вскоре после этого изменился подход к продуктовой разработке в BIOCAD: если раньше каждый сотрудник занимался множеством разных проектов, то теперь появилась концепция продуктовых команд, когда одна группа людей разрабатывает несколько конкретных продуктов — будущих препаратов. Меня включили в состав одной из таких команд как участника функции upstream, а еще через некоторое время повысили сначала до старшего научного сотрудника, а затем предложили возглавить продуктовую команду. И вот уже третий год я работаю в должности владельца продукта.

Процесс производства антител и рекомбинантных белков состоит из двух стадий: upstream process и downstream process
Upstream — процесс производства, главная цель которого — наработать максимальное количество целевого белка с помощью клеток-продуцентов. Так, для производства терапевтических антител используют специальные клеточные линии, которые секретируют белок во внешнюю среду.
Downstream — процесс выделения и очистки, во время которого будущий продукт очищают и концентрируют посредством хроматографий и фильтрации, чтобы удалить возможные примеси. Финальная стадия — процедура розлива готового продукта по флаконам.



Можешь подробнее рассказать, кто такие владельцы продукта и чем они занимаются?
В нашей компании конечными продуктами обычно являются лекарственные препараты, например терапевтические антитела. Над созданием одного такого продукта работает команда: один получает клеточные линии продуцентов, другой культивирует их в настольных реакторах, а третий занимается очисткой белков. Команду возглавляет владелец продукта — руководитель, который отвечает за успешное завершение проекта и его переход на следующий этап. Например, в ранней разработке главная цель владельца продукта — получить целевую молекулу, которая будет обладать определенными характеристиками. Дальше этой молекулой будет заниматься команда из фармацевтической разработки: нарабатывать, очищать, стабилизировать, чтобы получить коммерческий продукт.
Если говорить о роли владельца продукта в целом, то его основная задача — обеспечить жизненный цикл продукта. Это означает определение профиля будущего препарата, планирование всех этапов его разработки, управление бэклогом, то есть списком всего того, что важно сделать для создания и улучшения препарата.
Так, в мои задачи как владельца продукта фармацевтической разработки входит постановка и приоритизация задач, организация и контроль, подготовка необходимой документации, разработка технологии для запуска производства препарата, создания досье для последующей регистрации. Владельцу продукта важно разбираться во всех направлениях разработки лекарства, например, как работают upstream и downstream, в чем заключается разработка активных фармацевтических субстанций (АФС) и готовых лекарственных форм (ГЛФ), как получают клеточные линии.
Как строится мой рабочий день
Что изменилось в твоей работе после того, как ты стала владельцем продукта?
Когда я только начинала работу в BIOCAD, мои задачи ограничивались одним направлением — получением клеточных линий. После детального погружения в эту область меня перепрофилировали в смежную функцию, и я начала заниматься культивированием клеток в колбах и настольных биореакторах. И уже после того, как я наработала опыт в новой сфере, меня пригласили на должность владельца продукта. В тот момент мне очень пригодились все те знания, которые давали в университете: в чем разница между upstream и downstream, как разрабатывать состав АФС и ГЛФ.
Если в начале моей работы приходилось много работать руками и погружаться только в одну область, то с переходом на должность владельца продукта «ручной» работы почти не осталось. Большая часть задач, помимо менеджерской функции, — это работа с документами и отчетами, а также с людьми внутри команды и с коллегами из кросс-функциональных подразделений.

Что еще наполняет твои рабочие дни, помимо работы?
В нашей компании очень много возможностей для развития, и каждый может выбрать то, что ему больше всего подходит. Например, мне в свое время очень пригодилось обучение по статистике: очень полезно, что это не просто теоретическая база, а прикладные навыки, когда сразу начинаешь работать в программе с реальными данными. Еще очень полезными оказались менеджерские курсы на нашей образовательной платформе. Я до сих пор периодически возвращаюсь к курсам, которые проходят сотрудники функций, чтобы освежить знания о процессах разработки препаратов в целом. Также я сама участвовала в создании нескольких курсов, это был интересный опыт.
Но и помимо учебы в BIOCAD есть классные программы. Например, Пряничная лавка: ты благодаришь коллег за помощь в виде корпоративной валюты — пряников — и получаешь благодарность в ответ. Об этой программе я узнала еще во время учебы в университете: что существует возможность хорошо делать свою работу, получать за это вознаграждение и потом приобретать что-то за пряники. Кстати, бонусы можно получать еще и за участие в корпоративных активностях, например в программе амбассадоров или волонтерских мероприятиях.
Еще для меня важны социальные проекты BIOCAD. Именно здесь я впервые попробовала себя в роли донора и теперь занимаюсь этим на регулярной основе. Это очень удобно: в День донора прямо в рабочее время к нам приезжают представители центров по сбору крови. Эта важная миссия всегда проходит в позитивной атмосфере.
Был такой случай
Если оглянуться назад, какой случай или рабочий кейс запомнился тебе больше всего?
Когда я только начинала работать, то прежде всего фокусировалась на рабочих процессах: как пересевать клетки, как устроены те или иные процессы, чему новому можно научиться. В тот момент еще не было понимания причастности к какому-то конкретному проекту. И только спустя несколько лет, когда я уже стала владельцем продукта и начала погружаться в детали и историю разработки своего первого препарата, поняла, что это тот самый проект, которым я занималась на своей первой стажировке! В 2015 году этот препарат, левилимаб, был в активной стадии разработки в лаборатории в Любучанах. А повторно я подключилась к нему уже в другой роли в 2020–2021 годах, когда наша компания активно готовила препарат к выпуску для лечения цитокинового шторма у пациентов с коронавирусной инфекцией и для терапии ревматоидного артрита.
Хочу сказать кое-что еще
В фарминдустрии используют концепцию quality by design — это такой подход к разработке, когда контроль качества препарата обеспечивается непрерывно, начиная с самых ранних этапов. Мне кажется, что этот же принцип применим и к развитию сотрудников BIOCAD — когда о расширении их бэкграунда и возможностей задумываются с самых первых этапов карьеры. В этом помогают программы стажировок, сотрудничество с университетами, когда студенты могут получать практические навыки на площадках компании. Чем раньше начинается это погружение в индустрию, тем эффективнее будет строиться твой карьерный путь в будущем.

Что бы ты посоветовала новичкам, которые задумываются о карьере в фармацевтической разработке?
Никогда не останавливаться на достигнутом: непрерывно учиться, осваивать новые компетенции и привносить нечто новое и эффективное в мир фармацевтического производства.
Главное — помнить о конечной цели, о том, для чего мы все это делаем. Самая важная задача каждого проекта — разработать качественный препарат, который поможет людям в лечении болезней.